Арка Победы — монумент, воздвигнутый в Красном Селе к 70-летию со Дня Победы. Архитектор Попов В. В. «Инициатором проекта стал писатель Даниил Гранин. Он отметил, что сегодня в Петербурге нет ни одной триумфальной арки, которая символизировала бы победу в Великой Отечественной войне. При этом есть традиция возведения подобных сооружений — Московские и Нарвские триумфальные ворота, построенные в честь побед в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и Отечественной войне 1812 года. Заказчиком строительства новой арки выступила межрегиональная общественная организация «Совет Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Проектирование вело ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», мастерская №9. Над архитектурой работал президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга Владимир Попов, над скульптурой — Борис Петров». (Интернет-газета «Канонер» от 15.04.2014). Открытие арки состоялось 9 мая 2015 года. Монумент «Арка Победы» была отмечена Гран-при конкурса «Архитектон-2015». За основу проекта была взята временная триумфальная арка по проекту архитектора А. И. Гегелло, установленная летом 1945 года на Средней Рогатке. В 1945 году героев-победителей встречали три деревянные арки, выполненные по проектам Д.С. Гольдгора и И.И. Фомина на пр. Обуховской обороны, В.А. Каменского на ул. Стачек и А.И. Гегелло на Международном проспекте. Именно последняя и стала прообразом Арки победы в Красном Селе. В годы войны и после победы тему триумфальных арок разрабатывали многие архитекторы, в том числе А. С. Никольский, Н. М. Назарьин, М. З. Тарановская, Б. Н. Журавлёв и другие (См.: Архитекторы блокадного Ленинграда. Каталог выставки. Авторы-составители: Ю. Ю. Бахарева, Т. В. Ковалёва, Т. Г. Шишкина. — СПб, 2005). В сравнении с прототипом новая арка — уже из гранита и бронзы — более устойчиво-монументальна: авторы чуть сузили её пролёт, сделали более высокой лобовую часть и отказались от массивного карниза, используя его ступенчатый мотив в композиции аттика. Барельефные фигуры превращены в круглые бронзовые статуи на вертикальных постаментах; изображения опущенных мечей на противоположной стороне явственно перекликаются с формой креста. Собственно, декор в наибольшей степени позволяет идентифицировать арку как современное сооружение: скульптуры — своей характерной для позднесоветской школы «угловатой» стилистикой, мечи-кресты — новым примиряющим смыслом, в котором тема бессмертия возвращается в «вечный», христианский контекст. Удачная концепция, хорошие пропорции, торжественный лаконизм фасадов, классическая ясность градостроительной композиции — все эти качества принесли авторскому коллективу не только Гран-при «Архитектона», но и Золотой знак «Зодчества». Источники: https://www.citywalls.ru/house26231, Архитектура и строительство Ленинграда. 1946, № 7. |