26 февраля 2020 года в библиотеке «МеДиаЛог» (ул. Партизана Германа, 5) состоялась лекция «Вокзал в Дудергофе: мифы и действительность».
Здание вокзала в Дудергофе, построенное архитектором Лазаревым-Станищевым С.Н. в стиле модерн, мало кого оставит равнодушным – настолько красивы его каменные кружева.
Марина Петровна Тупицына, историк, краевед, сотрудник библиотеки «МеДиаЛог», давно занимается историей Дудергофа, проводя многие часы в архивах города и изучая материалы по истории Красносельского района. Ей удалось обнаружить в архивах ранее неизвестные факты из истории вокзала станции Можайская.
Выяснилось, что дудергофская платформа была построена не с открытием железной дороги 1872 году, как считалось ранее, а в 1875 году, и была открыта 1 июля. Багаж на платформе у пассажиров не принимался и его приходилось везти до Красного Села на поезде, а далее перегружать на телеги извозчиков и везти до Дудергофа. При этом пассажирам приходилось торговаться за стоимость перевозок и испытывать неудобства, в том числе из-за плохих дорог. Поезда останавливались в Дудергофе только летом, во время дачного сезона – с 15 апреля по 15 октября. Дачники настоятельно просили руководство Балтийской железной дороги об остановке на полустанции и в зимний период, так как была необходимость следить за строительством своих дач. По условиям аренды земли, дача должна быть построена в течении двух лет, в противном случае, договор аренды расторгался. Каждый день строительства был на счету.
Изучая архивные документы, было обнаружено коллективное прошение арендаторов Дудергофской горы к руководству Балтийской железной дороги с их личными подписями. Среди подписей есть фамилии именитых дачников: мозаичистов А. Н. Фролова, И. Д. Бурухина, скульпторов М. А. Чижова и П. Козлова, факт существования которого среди дачников Дудергофа долго не могли установить.
Один из мифов существования второго вокзала в Дудергофе архитектора С. П. Кондратьева нашёл объяснение. В 1896 году Кондратьев хотел построить в Дудергофе музыкальный вокзал на месте казённой фермы, и подвести к нему железнодорожную ветку, по примеру Павловского вокзала. Но, владелец Дудергофа, Великий князь Михаил Николаевич, отказал в этом. В народе осталась жить легенда, что второй вокзал существовал. Что, не соответствует действительности. Это подтверждают вновь найденные архивные материалы.