20-21 апреля 2021 года состоялась вторая научно-практическая конференция «Буква и Цифра: библиотеки на пути цифровизации («БиблиоПитер-2021»)».
Организаторы конференции: ГПНТБ России, НАББ, Ассоциация ЭБНИТ, СПб ГИК, РНБ, ЦГПБ им. В.В. Маяковского.
Во второй день конференции прошла политематическая сессия «Цифровые технологии и сервисы в библиотеках: уроки пандемии». Обсуждался очень широкий круг вопросов, в том числе: совершенствование нормативно-правового пространства по комплектованию, перспективные форматы комплектования документов, консалтинг в сфере наукометрии и библиометрии, принципы построения и протоколы обмена данными, используемые при создании Открытого архива информации ГПНТБ России, модули ЭБС Знаниум, актуальные проблемы формирования цифровых компетенций у обучающихся в сфере цифровой лингвистики и цифровой библиографии, в финале конференции прошёл мемориальный круглый стол, посвящённый памяти Татьяны Анатольевны Лигун.
На конференции собрались ведущие деятели библиотек нашей страны: генеральный директор РНБ Гронский В.Г., научный руководитель ГПНТБ России, президент НАББ, президент Ассоциации ЭБНИТ Шрайберг Я.Л., генеральный директор РГБ, вице-президент НАББ Дуда В.В., научный руководитель Библиотеки Российской академии наук Леонов В.П., генеральный директор ГПНТБ России, вице-президент НАББ Карауш А.С., директор научной библиотеки им. М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета Карпова М.Э., директор научной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Квелидзе-Кузнецова Н.Н., декан БИФ СПб ГИК Брежнева В.В. и др.
Ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Панин В.А. отметил, что: «Цифровизация библиотек – это объективный путь развития общества». Основные тренды цифровизации: искусственный интеллект, облачные технологии, мега-объёмные базы данных.
В философском смысле цифровизация ведёт к трансформации мышления. Электронная культура меняет человека, а человек, в свою очередь, трансформирует культуру. Качество чтения сегодня меняется. Объём потребляемой человеком информации настолько велик, что информация на пути к осмыслению человеком теряет часть своей значимости. Чтение сегодня движется в неизведанном направлении.
Обсуждалась на конференции утверждённая Правительством РФ 13.03.2021 «Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года». Было отмечено, что, к сожалению, Стратегия не содержит терминосистемы, и отсутствует научный принцип в решении стратегических задач в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. С другой стороны, было отмечено: положительно то, что появился и утверждён на уровне Правительства РФ современный план действий для библиотечной отрасли.
Самые грустные и тревожные эмоции вызвало выступление профессора СПб ГИК Соколова А.В., на учебниках которого выросло не одно поколение нынешних работников библиотек. Он сказал о том, что Всероссийская аттестационная комиссия (ВАК) выпустила обновлённую номенклатуру научных специальностей, число которых заметно уменьшилось.
На основании рекомендации Высшей аттестационной комиссии (ВАК) приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 года № 118 утверждена номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. Подготовка новой редакции номенклатуры проводилась в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 28 марта 2020 г. № Пр-589. К сожалению, в новой номенклатуре научных специальностей отсутствуют такие специальности как: библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Не включены в новую номенклатуру науки, изучающие библиотечное дело. Соколов А.В. отметил, что вина учёных-библиотековедов в том, что они не смогли найти аргументы чтобы защитить честь и достоинство нашей научной дисциплины. Данный документ дискриминирует библиотечную отрасль, и такая анти-библиотечная акция говорит о том, что сегодня библиотечная наука не востребована обществом.
Глубокое, медленное, пристальное чтение опасно тем, что не столько отвечает на вопросы читающего человека, сколько побуждает его задавать их. Чтение текста является самой трудной задачей для мозга. Чтение тренирует и развивает мозг. Видимо, в современном обществе думающие люди, задающие вопросы, не нужны.